Ангел

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами

http://www.a-n-g-e-l.info/index/news/1068/


13.11.2006

Результаты масштабного социологического исследования "Реальная Россия", в частности, по разделу "Религия и общество, были представлены Институтом общественного проектирования на пресс-конференции в РИА Новости. Как отметил руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, общероссийское исследование под общим названием "Социальная стратификация современного российского общества" является беспрецедентным по масштабу и задачам: по обширной анкете было опрошено 15 тыс. респондентов; к сожалению, регионы исследования не были указаны.

Представляя экспертам и журналистам результаты "религиозного" раздела исследования, вице-президент "Медиа-союза" Елена Зелинская отметила, что его результаты в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе. "Нельзя и даже преступно скрывать это от общества", - подчеркнула она, призвав прессу всемерно освещать данную тему. Михаил Тарусин также отметил, что главный итог работы социологов - это разрушение "некоторых мифов" и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом "равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего - старуха в платочке".

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос "Какую религию вы исповедуете?", назвали себя православными 62%, мусульманами - около 8%, атеистами - 15%, "в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию" - 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе "другое": к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее.

М. Тарусин особо обратил внимание на динамику роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. - уже две трети. Число же мусульман не меняется, отметил он, а вот атеистов стало в два раза меньше. Социолог подчеркнул, что подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, он считает важным и "удивительным", что "освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности".

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области - каковы критерии "православности"? - специалисты проекта "Реальная Россия" отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных - 8,5 % активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% - умеренных (в храме - 1 раз в месяц и реже), 21,3% - пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62% при подробном опросе оказываются и вовсе "нейтральными, неверующими", т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс. храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2015 г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов. Ну а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35-40 тыс. храмов будут регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными.

Опровергая мнение о "старушках", социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же - 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе. "Вот электорат для "Единой России"!" - воскликнул М. Тарусин (институт, в котором он трудится, активно сотрудничает с этой политической партией).

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% - православные, 6,5% - мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости "искусственно раздувается в СМИ".

Доклад М. Тарусина был дополнен выступлением ответственного редактора газеты "Церковный вестник" Сергея Чапнина, который рассказал о результатах более скромного (2 тыс. респондентов) соцопроса, предпринятого в Интернете в преддверии недавнего фестиваля православных СМИ. Исследование было посвящено отражению ценностей современной России в СМИ. По словам С. Чапнина, этот не вполне репрезентативный опрос все же подтверждает выводы Института общественного проектирования и в части числа православных (здесь получилось 57%, но С. Чапнин приплюсовывает к ним еще 30%, считающих себя "вообще христианами"), и в части некоторых ценностных установок. Один из главных выводов второго исследования: ценности, пропагандируемые в светских СМИ, диаметрально противоположны тем ценностям, которые сами люди считают приоритетными.

Еще одно социологическое дополнение прозвучало из уст Андрея Осинникова - он поделился данными соцопроса, проведенного осенью этого года в трех районах Приморья. Несмотря на то, что в этом отдаленном регионе всего 3 православных храма, около 60% респондентов считают себя православными, а треть из них хотя бы раз в год ухитряются по бездорожью добраться в церковь. Большинство опрошенных считают необходимым государственную поддержку православия в регионе, а также введение в школах основ православия. Исследователь посетовал на то, что в Приморье полторы тысячи человек из числа опрошенных причисляют себя к различным религиозным организациям, которые А. Осинников собирательно назвал "сектами": это Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, кришнаиты и другие.

Результаты исследований прокомментировали приглашенные эксперты. Главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда призвал журналистов широко освещать данные социологов, свидетельствующие о том, что религия перемещается с периферии в центр общественной жизни и становится значимым общественным фактором. Для зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина важно социологическое подтверждение того, что ни 70 лет коммунистической идеологии, ни 15 лет "промывания мозгов" в направлении идеалов общества потребления не смогли искоренить в народе ценности, укорененные в Евангелии. Вместе с руководителем пресс-службы Московского патриархата о. Владимиром Вигилянским о.Всеволод обратил внимание социологов на необходимость совершенствовать и выверять формулировки вопросов, касающихся религиозной сферы, учитывая, что "вера в России всегда была невербальной".

Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов исследования "Реальная Россия". Разделяя главный вывод - о возвращении религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике "исламскую составляющую" опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета муфтиев упрекнул в определенных "мировоззренческих приоритетах".

Председатель гильдии религиозной журналистики "Медиа-союза" Александр Щипков выступил со своим обобщением: он считает, что "во все времена, во всех регионах" соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных следующим образом: "Если человек никогда в жизни не причащался и даже не крещен, но верит в Бога и считает себя православным - значит, он православный".

Источник: JesusChrist.ru

«« предыдущая  -  ВСЕ НОВОСТИ  -  следующая »»

Кроссоверы чери 2022 barnaul-motors.com.